Center

Проект САРТР: следуйте за нами

Необычное Опубликовано 17.06.10, Артем

«Ад – это другие». Наверняка это знаменитое высказывание Жана-Поля Сартра приходило в голову многочисленным автомобилистам, оказавшимся в пробке на автостраде... Однако не в этом кроется причина, по которой ответственные за европейский проект САРТР дали ему это имя. Действительно, САРТР – это название нового проекта, задачей которого является разработка и проверка нового технологического метода. Он позволит автомобилям ехать по автостраде как бы на автопилоте среди других автомобилей, своего рода автопоезд. Интересная идея, которая, возможно, станет одним из элементов нашего завтрашнего вождения.

Проект САРТР: Дорожный Конвой

В чем принцип этого метода?

SARTRE (Safe Road Trains for the Environment), или САРТР – проект, совместно финансируемый Европейской комиссией и несколькими предприятиями, в частности Volvo. Объявленная цель этого проекта: усовершенствовать управление дорожным движением, улучшить комфорт вождения, снизить число ДТП и сократить выбросы вредных газов. Вот его принцип: вы въезжаете на автостраду и подъезжаете к веренице автомобилей, едущих один за другим на расстоянии нескольких сантиметров, после чего вы входите в этот «автопоезд». Очень быстро вы сможете отпустить руль, дать вашему автомобилю двигаться самостоятельно, заняться своими делами, и все это с полной безопасностью и экономя топливо. Каждый автопоезд будет состоять из шести-восьми автомобилей. Впереди находится головной автомобиль, который ведет себя точно так же, как любой другой автомобиль, передвигающийся по автостраде, со всеми его обычными функциями. Ведущим автомобилем управляет опытный водитель, отлично знающий маршрут. Это может быть, например, такси, автобус или грузовик. Когда какой-нибудь из автомобилей подойдет к нужному ему пункту назначения, его водитель снова возьмется за руль, уйдет в сторону от автопоезда и продолжит путь в «нормальном» режиме. В это время остальные машины автопоезда заполнят создавшийся промежуток и продолжат путь вплоть до «роспуска» автопоезда. 

Никаких инвестиций в дорожную сеть

По задумке исследователей эти автопоезда будут особенно интересны для «челноков», покрывающих ежедневно большие расстояния по автостраде. Они подойдут также грузовикам, автобусам, малым фургонам и множеству других профессиональных автомобилей. Большим преимуществом будет то, что, поскольку система будет полностью интегрирована в автомобили, не будет необходимости как-то специально оснащать дорожную сеть. Пока речь идет только о проекте, но лет через десять система вполне может увидеть свет. Первые опытные образцы, оснащенные этой технологией, начнут испытываться на полигонах уже в 2011 году. 

Volvo впереди других

Со своей стороны, большинство автомобилестроителей уже проявили интерес к этой системе и предлагают технологии, позволяющие эксплуатировать автомобили без участия водителя. Такие автомобили смогут самостоятельно ускорять движение, тормозить, поворачивать и составляться в автопоезда. Примером может служить Volvo и его модель S60 Concept (выпускаемая на автомобильный рынок в 2010 году), оснащенная инновационной системой, регулирующей скорость в пробках и освобождающая водителя от необходимости тормозить и ускорять движение.  Даже больше: этот автомобиль будет оснащен технологией, позволяющей выявлять присутствие пешехода, переходящего дорогу; если водитель не заметит опасности, система автоматически включит экстренное торможение. При разработке системы были приняты во внимание несколько факторов, таких как интенсивность дорожного движения, метеоусловия или рельеф дороги.

А как быть с удовольствием от вождения?

Разумеется, вся эта бортовая технология уменьшает удовольствие от вождения, но зато увеличивает безопасность благодаря системам предупреждения столкновений, контроля за «поведением» водителя, связи между автомобилями. Отсюда всего один шаг до автомобиля, не требующего участия водителя, однако это связано с рядом серьезных проблем, таких, например, как юридическая ответственность при ДТП. Кого в этом случае преследовать: водителя или конструктора?