Center

Серьезный экзамен для шин

Тесты и испытания шин

Перед их запуском в производство шины, оснащающие наши автомобили, подвергаются многочисленным тестам. Они испытываются в самых разнообразных условиях: на трассе, на дороге, затем в сложнейших машинах. Проверяются все их характеристики: сопротивление качению, уровень шума, эффективность сцепления, изнашивание и т.д. Ниже приводится краткое описание этих тестов.

Тест шины на износостойкость Тест шины на износостойкость - Фото © : Rezulteo

Испытание на выносливость

Это измерение способности шин выносить нагрузки и перегрузки во времени, независимо от метеорологических условий. Тесты воспроизводят обычные и ненормальные ситуации при вождении. Тесты проводятся также на машинах, где они подвергаются подробнейшему анализу с целью более детального изучения поврежденной части шины. Образцы резины, составляющей шину, могут в таких случаях исследоваться экспертами-химиками в лабораторных условиях.

 

Испытание на сопротивление качению

- Расход топлива при стабилизированной скорости: 2 идентичных автомобиля, оснащенные шинами с различным сопротивлением качению едут с одинаковой скоростью. При этом можно заметить, что снижение сопротивления качению ведет к сокращению расхода топлива. 

- Кроме того, сопротивление качению может измеряться на машине, воспроизводящей условия использования шины и учитывающей нагрузку и давление. Эта машина приводит шину во вращение и измеряет усилие, необходимое для поддержания этого вращения, усилие, которое и равно сопротивлению качению.

 

Испытание на износ

Эти тесты анализируют способность протектора сопротивляться износу и, таким образом, измеряют ресурс шины. Они проводятся в реальной обстановке с использованием идентичных автомобилей, постоянно ездящих по дорогам Франции. После нескольких тысяч километров опытные образцы демонтируются, очищаются и их резина замеряется, а результаты регистрируются. Затем остается провести анализ показателей, сравнить их и утвердить технические решения. Из соображений практического и экономического характера этот тип испытаний иногда проводится на машинах, воспроизводящих дорожные характеристики.

 

Испытание на шум и комфорт

Оно проводится на трассе или вне трассы и практически на всех типах дорожных покрытий. На макронеровной поверхности, которая позволяет контролировать внутренний шум и общий комфорт автомобиля. Затем осуществляется переход на гладкую поверхность, на которой специальными приборами главным образом измеряется шум на уровне рисунка шины. Возможна также установка на дороге препятствий (металлических поперечен), которые позволят проверить, хорошо ли шина поглощает неровности. И наконец, благодаря аналитическим полосам, оснащенным датчиками, располагаемыми по кромке дороги, производится замер внешнего шума и помех от него для людей, проживающих вблизи дороги. Указанные показатели должны соответствовать регламентным требованиям. 

 

Испытание на торможение и сцепление

Сначала производится измерение продольного сцепления через определение возможности автомобиля и его шин снижать скорость при экстренном торможении на прямой линии. На автомобиле, едущем по сухой или мокрой трассе, производится экстренное торможение. Расстояние, покрытое машиной при торможении, определяет тормозную характеристику испытываемой конфигурации шина-автомобиль. Затем измеряется поперечное сцепление, определяющее возможность автомобиля следовать по круговой траектории на мокром грунте. Затем машина испытывается в условиях предела сцепления. Шины проверяются также в условиях гидропланирования (лужа воды глубиной 7 мм) с целью определения возможности автомобиля не менять свою траекторию. После выполнения этих испытаний конструкторы смогут принять решение относительно окончательной сборки полуфабрикатов, которые составят шину в ее окончательном виде. Те же испытания смогут проводиться также на изношенных шинах с целью проверки изменения их показателей. 

 

Испытание на стабильность

Данное испытание распространяется на надежность и удовольствие от вождения, при этом замеряется реакция автомобиля и его шин на торможение, ускорение или повороты руля. Испытания проводятся на сухой поверхности (во всех возможных условиях вождения) и на мокрой поверхности (при различных условиях поливки). Результаты определяются путем совмещения оценок водителя с показаниями измерительных приборов, устанавливаемых на машине.

Вышеуказанные испытания проводятся всеми самыми известными на шинном рынке производителями шин. В настоящее время (до 2012 года) еще не существует обязательной регламентации, предусматривающей такую исчерпывающую проверку шин. Действительно, Европейский парламент утвердил новую систему обязательной этикетировки. Эта система включает три критерия оценки, касающиеся экономии топлива, сцепления на мокром грунте и уровня шума в децибелах.

Не все производители располагают такими совершенными испытательными полигонами, как исследовательский центр компании Michelin в Ладу или испытательный полигон Bridgestone около Рима. Самые «экзотические» производители на шинном рынке не выполняют таких исчерпывающих испытаний, очень дорогостоящих и требующих очень углубленного знания изделия. Вместе с тем, изделия, выпускаемые ими на рынок, отвечают регламентным требованиям. Справедливости ради следует отметить, что стремление к развитию со стороны производителей, относящихся к категории Премиум, дает свои результаты, поскольку выпускаемые ими шины очень часто оцениваются выше всего как пользователями, так и независимыми контрольными организациями.

Вышеуказанные испытания представляют собой только видимую часть процедуры выпуска новой шины на рынок. Шина состоит из почти 250  изделий-полуфабрикатов, и все они подвергаются серьезному анализу, не только в качестве отдельного элемента, но также и как составляющий элемент шины.